Что такое ксенон и биксенон: устройство и принцип работы

Для авто

Ксенон (xenon) — это технология освещения, в основе которой лежит свечение электрической дуги, образующейся при пропускании тока через газ. Такой принцип работы появился несколько лет назад. Благодаря отсутствию в таких лампах нити накаливания, они служат значительно дольше. Цвет HID-лампы бывает нескольких видов в зависимости от состава смеси: галогеновые или ксеноновые пары.

Ксеноновые лампы пользуются большим спросом у автовладельцев из-за того, что они обеспечивают лучшую видимость в темное время суток и в плохую погоду. Но такие фары обладают и другими преимуществами при их использовании.

Ксенон и биксенон

С того времени как на автомобили стали устанавливать различные приборы для освещения сменилось несколько поколений ламп. Первоначально это были пропановые лампы, их заменили лампы накаливания, затем галогеновые, а позже и ксеноновые.

Разработчиком этой конструкции стала фирма Philips, которая имела своей целью улучшение яркости света.

Газоразрядные фары в машинах устанавливаются двух видов: ксенон и биксенон. Принцип работы ксенона очень простой. В ксеноне свет образуется благодаря свечению газа. Ксеноновый газ находится в колбе под большим давлением, там же находятся и электроды. Цветовая температура ксенона значительно ниже по сравнению с его галогеновым собратом 2.800 против 4.300 градусов по кельвину.

Что такое ксенон и биксенон: устройство и принцип работы

Фактически, с обычными лампами ксеноновые не имеют ничего общего. Такие газоразрядные лампы освещают дорогу в три раза лучше. Световой поток от них пробивает туман и дождь обеспечивая наилучшую видимость в плохих погодных условиях. По статистике, большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в условиях плохой видимости в тёмное время суток.

При установке ксенона повышается безопасность всех участников дорожного движения: водителя, пассажиров, пешеходов. В белом дневном спектре свечения ксенонового света намного проще ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию, чем в свете галогеновой лампы, в котором преобладает желтый оттенок. В ксеноновом свете водитель может гораздо раньше заметить внезапно возникшее препятствие на дороге, намного лучше видна дорожная разметка.

Биксенон отличается наличием механизма, который меняет направление излечения. Магнитное устройство внутри перемещает металлическую перегородку, открывая различные участки. Биксенон используют для установки в качестве ближнего и дальнего света. Но затраты на само устройство и его установку выше чем на обычный ксенон. Все остальные характеристики у биксенона аналогичны ксенону. По факту это галогенная лампа, но с двумя режимами свечения.

Что такое ксенон и биксенон: устройство и принцип работы

Маркировка

Обычные лампочки, согласно ГОСТу, имеют следующую маркировку:

  • C – ближний свет;
  • R – дальний;
  • CR – двухрежимный.

В обозначении фар для ксенона должна быть написана буква «D», а для галогена – «H».

Существуют лампы с интегрированным блоком розжига в цоколь. В таком случае маркировка изделия будет D1S. Такие лампы легче устанавливать в стандартные фары. Для фар, оснащенных линзами, в маркировке имеется маркировка D2S (европейские автомобили) или D4S (японские автомобили).

Что такое ксенон и биксенон: устройство и принцип работы

Полный список маркировок:

  • С — ближнего, R — дальнего, СR — двухрежимного (ближнего и дальнего) света с лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
  • HС — ближнего, HR — дальнего, HСR — двухрежимного света с галогенными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
  • DС — ближнего, DR — дальнего, DСR — двухрежимного света с газоразрядными источниками света (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).
  • Международное обозначение маркировки фар
  • C – ближний свет
    R – дальний свет
  • H – только с галогенной фарой
  • HCR – ближний и дальний с галогенной лампочкой
  • DC – ближний ксенон
  • DCR – дальний и ближний ксенон
  • PL – пластмассовый рассеиватель
  • S – лампа-фара (цельностеклянная)
  • B – противотуманная фара
  • A – габаритный огонь
  • 02 – код официального утверждения

Преимущества ксенона

  1. Срок службы ксеноновых ламп. Ксеноновые фары не потребуют замены и будут служить на протяжении не менее 100 тысяч километров. Их ресурс в пять раз выше обычных. При ежедневной эксплуатации лампы способны прослужить в среднем 4 года.
  2. Яркость. Такие фары светят в 2,5 раза ярче галогенных ламп. Они обеспечивают наилучшую видимость даже в условиях тумана. Световой поток от них наиболее приближен к дневному естественному свету, что позволяет положительно влиять на зрение человека.
  3. Естественная температура ближнего света. Галогенные лампы, которые часто используются для автомобильных фар, излучают желтоватое свечение, непривычное человеческому глазу и может несколько искажать видимость. Пи этом ксенон светится при горении белым, что повышает безопасность водителя и пешехода.
  4. Экономия электроэнергии. Потребление автомобильного ксенона составляет всего 30 Ватт, что в полтора раза меньше чем у стандартных фар. Стоит обратить внимание, что производительность у них в разы выше. Меньшая энергозатрата уменьшает нагрузку на генератор автомобиля.
  5. Высокая производительность. В обычных лампах значительная часть КПД приходится на обогрев, ксеноновые лампы излучают холодный свет. Соответственно в ксеноне больше мощности направлено на освещение.
  6. Стойкость к вибрации. В ксеноне отсутствует нить накаливания, значит нет риска, что она порвется при высоких вибрациях и встрясках.
  7. Небольшая температура лампы. Конечно ксеноновая лампа греется, но, при потребляемой мощности в 35 Вт в тепло уходит только около 7% энергии. А галогеновые работаю по другому принципу: при потреблении минимум 55Вт в тепло уходит около 40%.Так что ничего там не перегреется и не расплавится при замене. Мало того, многие клиенты говорят, что если раньше струйный автомобильный омыватель не мог смыть грязь со стекла фары, т.к. грязь сильно высыхала, то с ксеноном они стали чиститься омывателем намного лучше (т.к. стекло греется меньше, соответственно и грязь меньше подсыхает, и ее (грязь) легче смыть). То же самое можно сказать и про лопающиеся стекла. Поскольку от ксенона стекла греются намного меньше, то проблема исчезает сама собой. Теперь спокойно можно влетать в лужу с горящими фарами, и при выезде Вы не обнаружите трещин на стеклах.
  8. При возникновении необходимости демонтировать ксеноновые лампы в машине, перед продажей авто, сделать это не составит никакого труда.
  9. Презентабельность. Авто с такими фарами выглядит более стильно и современно.

Недостатки ксеноновых ламп

  1. Стоимость. Цена на них выше, чем на стандартные. Но если учесть срок службы, то это будет даже выгодно.
  2. Установка. Поставить в автомобиль такие элементы освещения сложнее и дороже, чем светодиодные.
  3. Сильный блик. В случае неправильной настройки фар или их установки, при включении они могут мешать другим участникам дорожного движения.
  4. Дополнительное оборудование. Для монтажа ксеноновых ламп в машину требуется специальный блок управления. Сначала необходимо подать на лампу напряжение около 25.000 вольт, а далее поддерживать 80 вольт с частотой 300 Гц, для этого используются устройства, которые называют «блоками поджига» или «балластными блоками»

Установка ксенона

Установка ксенона в автомобиль происходит в несколько этапов: подготовка, установка блока управления и установка самих ламп.

Что такое ксенон и биксенон: устройство и принцип работы

На первом этапе необходимо в первую очередь отключить клемму «+» от аккумулятора, только затем можно производить установку проводки блоков питания и освещения. Следует помнить о соблюдении правил безопасности:

  • При повреждении компонентов системы немедленно прекратите установку, и обратитесь к своему дилеру за консультацией.
  • При обнаружении повреждений также необходимо приостановить работы по монтажу.
  • Запрещено устанавливать лампу влажными или масляными руками.
  • Запрещено смотреть на включенную лампу продолжительное время.
  • Электрические соединения должны быть надежными и изолированными от воздействий внешней среды. Плохие, окислившиеся соединения могут стать причиной нагрева и вследствие задымления и возгорания проводки.
  • Перед установкой в оптический элемент его необходимо обезжирить.

На втором этапе производится установка блока управления. Для этого нужно выбрать его место установки так, чтобы провода балласта не натягивались. Затем закрепить его на плоской поверхности с помощью монтажного набора.

Заключительный этап установки. Нужно снять защитную крышку, отсоединить провода питания и убрать старую. Затем необходимо просверлить отверстие, для того чтобы протянуть провода, обезжирить колбу и установить лампу. Закрыть крышку, присоединить клемму авто к аккумулятору.

Что такое ксенон и биксенон: устройство и принцип работы

Ксеноновые элементы устанавливаются не только для ближнего и дальнего света, но и в противотуманные фары.

Виды неисправностей

Устройство освещения может оказаться нерабочим. И тому есть несколько причин:

  • низкий заряд аккумулятора, недостаточное напряжение. В случае если, не функционирует только одна фара, то нужно выключить свет и перезапустить мотор. Если после включения освещения фара разгорается, то нужно проверить заряд или произвести осмотр проводов на наличие других неисправностей и повреждений.
  • окисление проводов, которые соединяют блок розжига и лампу. Также это может быть выгнивание стержней проводки, подгиб. В последнем случае при включении будут слышны легкие щелчки.
  • обрыв проводки. Проверить это можно подсоединив блок ксенона непосредственно к аккумулятору. Напряжение должно быть 12В.

Запрет на ксенон

Большинство автовладельцев экономят на установке ксенона, что делает вождение опасным для других участников дорожного движения. Есть две главные проблемы при самостоятельной модификации автомобиля:

  • неправильно установленный ксенон ослепляет водителей встречных и попутных авто;
  • установленный биксенон не улучшает видимость дороги: свет не распространяется на достаточное расстояние.

Ксенон можно устанавливать исключительно в фары соответствующего типа.

Нарушение этого закона приводит к серьезным ДТП на дорогах. Если фары не имеют специальной оптики, то автомобиль технически неисправен и водителю грозит наказание. У него отбирают права на 6-12 месяцев, лампы изымаются без права на возврат.

Подведение итогов

В современном мире ксенон – это всего лишь дополнительная опция, которую можно приобрести во время покупки автомобиля из салона. Как показывает богатый опыт, многие автовладельцы уже после покупки задумываются о том, что в темное время суток водителям «не хватает» света, или просто возникает желание улучшить внешний вид своего автомобиля, сделать его более престижным и презентабельным.

На европейские или немецкие автомобили можно либо заменить фару с галогенной на ксеноновую целиком, либо заменить только источник света.  В ряде случаев имеет смысл поменять фары целиком: если оптика на вашем автомобиле помутнела и поцарапалась от времени или если дизайн ксеноновой фары отличается от дизайна галогеновой. На многих машинах заводские ксеноновые и галогеновые фары не имеют визуальных отличий, поэтому можно дооснастить автомобиль ксеноновым оборудованием без замены самих блок-фар.

Установку ксеноновых или биксеноновых фар лучше всего доверить профессионалам, для того чтобы избежать неприятных последствий в случае их некорректного монтажа.

Модератор
Оцените автора
( Пока оценок нет )
ПроСветило
Добавить комментарий